D8BAEBFD-0CDD-4A0F-A118-559A2B8A2283Created with sketchtool.3E32E885-F74D-4EFC-BE52-DA54EF199FB1Created with sketchtool.0DEDA4E4-175A-4BFC-A927-46BB07369FE1Created with sketchtool.
Новый дизайн упаковки
Полезные материалы
 / Из пещеры — в офис

Из пещеры — в офис

Как индустриальные революции усадили нас за столы

История

До промышленных революций люди выживали за счёт физического труда, много двигались и не страдали от заболеваний, вызванных сидячим образом жизни. Всё изменило изобретение механической прялки «Дженни».

Виновница прогресса

В небольшом городе Блэкберн на северо-западе Англии в конце XVII века проживало около пяти тысяч человек. Жители города в основном зарабатывали производством льняной и хлопковой ткани, которую потом отправляли на доработку в Лондон. Здесь родился Джеймс Харгривс, имя которого в середине восемнадцатого столетия станет известно всему миру.

Харгривс не был исключением из правил и зарабатывал на жизнь с помощью ручного станка. Когда спрос на хлопковую ткань начал превышать предложение, именно Харгривс придумал, как повысить производительность. Согласно легенде, произошло это случайно: однажды его дочь Дженни опрокинула рабочий станок, при этом колесо станка продолжало крутиться, а веретено — прясть в вертикальном положении, а не в привычном горизонтальном.

Так в голову Харгривсу пришла идея создания нового устройства, в котором установленные рядом веретёна могли бы обрабатывать сразу несколько нитей. В 1765 году англичанин изобрёл механическую прялку и назвал её в честь своей дочери. Новое устройство увеличило производительность минимум в пять раз, а для его использования требовался всего один человек.

Когда Харгривс начал продавать свои машины, цены на товар стали падать, так как спрос перестал так сильно превышать предложение. Только тогда, в 1768 году, прядильщики поняли, что теряют деньги, а в будущем и вовсе могут остаться без работы, поэтому решили отомстить Харгривсу и сжечь его дом. Но сдержать прогресс уже было невозможно. Другие предприниматели осознали потенциал машинного производства и продолжили улучшать «Дженни» и искать новые механические решения. Так было положено начало индустриальной революции.

Погромы луддитов

До промышленной революции производство зависело в большей степени от личных способностей работника, его квалификации и физической силы. Каждый в своём городе знал, к кому надо идти за лучшими сапогами или у кого заказывать крепкую мебель. Когда стало возможным производство машин самими машинами индустриальный переворот завершился. Он сформировал работников нового, конвейерного, типа. Больше не требовалось знание процесса от начала до конца: в основном требовались рутинные, однообразные операции возле машины.

Машины разграничили физическую и интеллектуальную составляющие. Рабочие места сократились, а на оставшихся значительно ужесточились требования. Смены длились по шестнадцать часов, а заработную плату при этом поднимать не спешили. Многие ремесленники посчитали, что, избавившись от машин, они избавятся от всех проблем. В 1811 году в Англии начались массовые погромы: рабочие уничтожали шерстяные и хлопкоперерабатывающие фабрики. Против движения были брошены военные силы, и только в 1813 году правительство подавило восстание и ввело смертную казнь за нанесение вреда машинам.

Промышленный саботаж в Англии получил название луддизма в честь героя истории, Неда Лудда, который в припадке злости (никто не уверен, что она была направлена именно против машины) разгромил чулочно-вязальные машины. И по сей день фамилия героя используется для характеристики людей, скептически относящихся ко всему новому.

Прародители малоподвижности

Ещё одним виновником прогресса считается шотландский инженер Джеймс Уатт, в честь которого названа единица мощности ватт. Он изобрёл универсальную паровую машину, избавившую людей от необходимости строить фабрики на берегах рек. Вместо силы воды стала использоваться сила пара. В начале XIX века паровой двигатель Уатта поставили на первые пароходы и паровозы, а в 1820–1830-х годах во Франции, Бельгии, Германии, США, Королевстве обеих Сицилий и Российской империи построили полноценные железные дороги.

Люди постепенно начинали меньше двигаться, а изобретений, предполагающих неподвижность, становилось больше. В середине XIX века американец Илайша Грейвс Отис изобрёл первый безопасный пассажирский лифт. Идея пришла ему в голову, когда он работал на мебельной фабрике: на верхние этажи нужно было поднимать тяжёлое оборудование. Можно сказать, что создание лифта отчасти привело к тотальной малоподвижности, которой сейчас подвержена большая часть населения западных стран: без лифтов не было бы офисных зданий и бизнес-центров.

Попытки превратить сидение в более комфортный процесс стали предприниматься уже в середине XIX века. В 1857 году польский учёный Войцех Ястшембовский ввёл понятие эргономики, науки, изучающей правильную организацию рабочего места. В первую очередь эргономика коснулась школьников. В 1870 году начальное образование стало обязательным во всей Европе (не считая Российской империи), и дети стали проводить всё больше времени, сидя в классе.

Появилась необходимость обеспечить учащихся удобными креслами. Исследователи предлагали различные комбинации стульев, предназначенных для улучшения осанки. Некоторые из конструкций включали ремни безопасности и подлокотники. Тогда же были придуманы кресла, позволяющие более комфортно работать стоматологам и парикмахерам.

Ближе к концу XIX века благодаря техническому рывку в металлургии, химии, лёгкой и полиграфической промышленности случился бум в машиностроении: на улицах появились трамваи, автомобили стали выпускать серийно, разрослись железнодорожные сети. Про ворчливых извозчиков и долгие стоянки постепенно начали забывать.

В 1894 году стали проводиться автомобильные гонки. Тогда максимальная скорость машины достигала 24 км/ч. Рывок в развитии был стремительным: уже через пять лет максимальная скорость увеличилась до 70 км/ч. А позже появились грузовые автомобили, на которые перешла часть тяжёлой человеческой работы.

В 1894 году стали проводиться автомобильным гонки. Тогда максимальная скорость машины достигала 24 км/ч. Рывок в развитии был стремительным: уже через пять лет максимальная скорость увеличилась до 70 км/ч. А позже появились грузовые автомобили, на которые перешла часть тяжёлой человеческой работы.

Смена стереотипов

Трудовые традиции полностью изменила Первая мировая война. Тогда в европейской повестке одной из важнейших тем считались права женщин. До войны, начавшейся в 1914 году, в высших учебных заведениях российские женщины в основном учились либо гуманитарным предметам, либо медицине.

В это время женщины не могли начать частную практику. Поэтому они работали в бесплатных лечебницах и занимались акушерством. Получить другое и более качественное образование они могли лишь за границей.

Когда мужчины ушли на войну, за тяжёлую промышленность, добычу угля и производство строительных материалов стали массово браться женщины. Занимать высокие посты они, понятное дело, не могли: не позволяло образование. В основном женщины становились обычными рабочими.

К концу войны количество жительниц Великобритании, занятых на производстве и в промышленности, возросло:

на 249,2 %

в металлургической промышленности

на 320,2 %

в химической индустрии

на 158,9 %

на строительных работах

Источник: Вулф Х. «Трудовое обеспечение и регулирование», 1923 год, 77 стр.

Постепенно права женщин стали уравниваться с мужскими. В 1915 году российским женщинам разрешили работать кондукторами в трамваях, в 1917 году — голосовать (большевики видели в них электоральный потенциал), а в 1918 году были сняты ограничения на высшее образование. К 1930-м годам женщины становились инженерами и учёными.

Тогда пропагандировалась работа с лозунгом «Долой кухонное рабство». Во время Великой Отечественной войны женщины стали занимать высокие должности: начальницы цехов и директрисы уже никого не удивляли. Так войны изменили устоявшееся разделение на «мужские» и «женские» профессии.

Работа в движении

Сидячий образ жизни стал неотъемлемой частью жизни современного человека из-за постиндустриальной революции, которая перевела труд в интеллектуальную область. Телевизоры и компьютеры окончательно усадили нас на диваны и за столы.

Разрабатывать первый компьютер начали в 1940-х годах . В его создании была заинтересована лаборатория баллистических исследований Министерства обороны США во время войны: в ведомстве считали необходимым создать технологию, которая могла бы делать расчёт таблицы стрельбы с информацией о поправках прицела в соответствии с дистанциями до цели. Первые компьютеры были размером с комнату: в них было множество электронных ламп, позволяющих им работать. Только через тридцать лет удалось создать доступные и успешные в коммерческом плане микрокомпьютеры.

Возникновение компьютера и интернета повысило интерес к визуальной культуре, а умная техника практически исключила физическую активность в обществе. Теперь люди в основном трудятся в офисе, сидя в кресле. Если раньше человеку приходилось двигаться или стоять, чтобы заработать себе на еду, то сейчас немцы сидят почти десять часов в день, а испанцы треть дня проводят сидя и лежа. Постиндустриальная революция породила эпидемию ожирения и ряда других заболеваний, вызываемых малоподвижностью.


Несмотря на печальную статистику, общество всё-таки начало ощущать недостаток в движении. Россияне признают, что в последние годы стали больше заниматься спортом и следить за здоровьем. Сможет ли работа в будущем стать более "подвижной"?

Материал проверен Медицинским менеджером АО «Сервье»

2501DM0755

27 Января 2025

Последние статьи

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ.